В реацентре Луч мы используем новый метод под названием RDI. Сейчас он очень распространён за границей, в России он только ещё включается в работу.
Аббревиатура RDI расшифровывается как Relationship Development Intervention — влияние, интервенции, которые направлены на развитие межличностных взаимоотношений.
У детей с особенностями развития (наиболее ярко это представлено у детей с аутизмом, но встречается и у многих других ребятишек) есть пробел в декларативной коммуникации.
Как у ребенка проявляются проблемы с общением
У нас есть статические и динамические процессы.
- Статические — независимые переменные. Ребёнок определяет понятия: «это кошка», «это собака». Кошка всегда будет кошкой, а собака — собакой.
- Динамические — меняются в зависимости от ситуации. Больше всего выражается во взаимоотношениях между людьми. Человек может повести себя одним образом, а может другим. Это непредсказуемо, но это является ключевой частью нашей жизни.
С одной стороны, у детишек с особенностями здесь есть чаще всего здесь большой пробел. С другой, это важный момент для развития любого ребёнка в принципе.
Важный навык опираться на другого человека, подстраиваться под него, закладывается в первый год жизни ребёнка. Он для нас настолько естественен, насколько для этих детей не естественен.
Тем не менее, через него идёт развитие и освоение этого мира. Т.е. даже если мы берём нашу возрастную отечественную психологию, про это всегда говорилось. Что ребёнок отражает поведение взрослого: усваивает, как себя вести, как быть с этим миром, как анализировать его, как понимать.
И если этот важный элемент отсутствует и ребёнок не анализирует мир через взрослого, то ему достаточно сложно развиваться. Мы можем научить его как читать, писать, говорить, но если у него нет в этом самоцели, интереса, то возникают сложности в стремлении к самопознанию, освоению чего-то нового, освоению мира в принципе.
Как в реацентре Луч реализован метод RDI?
На данном этапе мы применяем пока только элементы метода RDI, но собираемся развивать её, включать как отдельную услугу. В частности, она будет направлена на коммуникацию родитель-ребёнок, т.к. большая часть взаимодействий у ребёнка происходит с родителями.
Но поскольку мы применяем метод уже сейчас, то можем видеть хорошие результаты. У детей появляется больше познавательной активности, контакта с другим человеком. Ребёнок воспринимает и хочет воспринимать то, что даёт ему взрослый. Для него это становится интересно, ценно и важно.
Поэтому когда показываешь цвета или цифры, его это вовлекает. Задачи в методе строятся не по принципу «иди посчитай», а «давай посчитаем вместе».
Чем отличается от обычной коммуникации родитель-ребёнок в домашних условиях?
По идее это не должно ничем отличаться от обычной коммуникации родитель-ребёнок, т.к. это естественный путь коммуникации. Но поскольку дети с особенностями немножко не понятны для родителей.
Взрослые часто когда хотят научить детей новому, встают в позицию «учителя»: «делай так», «скажи вот так». Пытаются через директивную позицию что-то изменить в ребёнке. Но т.к. пропущен естественный момент коммуникации просто радоваться вместе, быть вместе в процессе и делиться эмоциями, этот элемент остаётся в дефиците.
А от других методов RDI чем отличается?
Допустим, элемент ABA-терапия, тренировка навыков. Это хороший и нужный метод, который направлен на развитие статичных навыков: как себя здесь вести, как соотнести слово-действие.
Но они не учат динамическому действию. Например, «а как быть если взрослый рассердился, загрустил»? Обращать внимание на то, как он изменил своё положение в пространстве, на контекстные ситуации.
Например, на улице стемнело.
— Можно сказать: «Мы не пойдём гулять».
— А можно сказать: «На улице сейчас темно». И таким образом постараться запустить мышление ребёнка, что на улице сейчас темно и что это значит. Так он начнёт самостоятельно мыслить, обрабатывать эту реальность.
Не через внешнее (показали инструкцию, как надо делать), а через внутреннее. Чтобы он сам выстроил инструкцию, наблюдая за реакцией взрослого.
Для кого рекомендован метод RDI?
RDI создавался для детей с расстройствами аутистического спектра, поэтому для них он имеет наибольшее воздействие. Однако также он может применяться и для детишек с СДВГ, с задержками психического и речевого развития, т.к. это естественный способ коммуникации, который позволяет наиболее гармонично усваивать знания и развивать интерес к этому миру.
Про RDI рассказывала детский психолог Анастасия Антух.