Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
 

Дизартрия

У детей дизартрия является одним из типов речевого нарушения, вызванного повреждением центральной нервной системы.

  • Оно проявляется изменениями в интонации, темпе и ритме речи, нарушением голосообразования и проблемами с артикуляцией звуков.
  • Детям с дизартрией трудно жевать и глотать.
  • Сложно выполнять такие простые задачи, как застегивание пуговиц, прыжки на одной ноге или использование ножниц.
  • Возникают трудности с письменной речью.

Если невролог не обнаруживает явных нарушений функции черепно-мозговых нервов, он не может поставить диагноз дизартрии. Этот вопрос становится источником споров между неврологами и логопедами, поскольку невролог должен проводить серьезное лечение для коррекции стволовых нарушений, хотя такие нарушения, исключая дизартрию, не всегда заметны.

Лечение дизартрии проводится комплексно. План лечения и последовательность мероприятий определяются врачом после клинической диагностики, учитывая возраст и состояние ребенка.

Комплекс для лечения дизартрии

медикаментозное лечение

дыхательная гимнастика

лечебная физкультура

Причины дизартрии

  • Органические повреждения центральной нервной системы, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов во время развития мозга ребенка до и после его рождения.
  • Часто такие повреждения связаны с острыми или хроническими инфекциями, кислородным дефицитом (гипоксией), интоксикацией, токсикозом беременности и другими условиями, способствующими возникновению травмы при родах. Во многих случаях это связано с асфиксией при родах и преждевременным рождением ребенка.
  • Может быть несовместимость по резус-фактору.
  • Вызванная инфекционными заболеваниями нервной системы в раннем детстве.
  • Часто наблюдается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия проявляется в 65-85% случаев у детей с ДЦП.

Формы дизартрии

  • Бульбарная дизартрия. Поражаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов. Характерными симптомами являются паралич или парез мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба. Дети с этим дефектом испытывают трудности с глотанием твёрдой и жидкой пищи, а также затруднения при жевании. Голос становится слабым и назализованным. Речь — недостаточно понятной, нечеткой и замедленной. Выражение на лице отсутствующее.
  • Подкорковая дизартрия. Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. У мозга нарушается мышечный тонус, ребёнок может проявлять непроизвольные насильственные движения, особенно в области артикуляции и мимики. Иногда наблюдаются непроизвольные движения языка, губ и лица, которые могут мешать произношению звуков.
  • Атаксическая дизартрия. Возникает при поражении мозжечка или его связей с другими структурами головного мозга. Отмечаются нарушения координации движений, неустойчивость походки и дрожание конечностей. Речь становится неустойчивой, неритмичной и неточной. Ребенок может пропускать звуки, заменять их на другие или повторять их несколько раз.
  • Дизартрия, вызванная дизартрической кинезией, связана с нарушениями двигательных функций, контролирующих артикуляцию и фонацию. Это может быть вызвано различными причинами, включая церебральный паралич, травму головы или генетические нарушения. Характерные симптомы включают непроизвольные движения лица, губ, языка и гортани, которые мешают правильной артикуляции звуков и контролю над голосом. Речь может быть нечеткой, неразборчивой и слабой.
  • Псевдобульбарная дизартрия. У ребенка развивается псевдобульбарный паралич или парез, вызванный поражением проводящих путей, связывающих кору головного мозга с ядрами языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Клинические проявления нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры подобны бульбарному поражению. Однако, при псевдобульбарной дизартрии существуют большие возможности для коррекции и полноценного овладения речевыми навыками.
  • В результате псевдобульбарного паралича общая и речевая моторика ребенка нарушаются. У малыша возникают трудности при сосании, появляются проблемы с глотанием и поперхиваниями. У него также наблюдается излишнее слюнотечение и нарушена мускулатура лица. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьировать.

Три степени пвсевдобульварной дизатрии

  • Лёгкая. В основном сложности в основном с произношением, речь замедленная, не очень отчётливая. На практике большинство детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии достигают значительного прогресса в развитии речи с помощью специализированной речевой терапии и поддержки.
  • Средняя. Выражены нарушения в артикуляции, трудности с жеванием, глотанием и контролем слюны. Речь может быть неразборчивой, нмедленной. Речевая терапия и индивидуальный подход помогают достичь более четкого и понятного произношения.
  • Тяжелая (анартрия). Серьезное поражение мышц, полная неподвижность речевого аппарата. Лицо приобретает маскообразный вид, нижняя челюсть опускается, рот постоянно остается открытым. Язык остается неподвижным на дне ротовой полости, а движения губ сильно ограничены. Жевание и глотание становятся затруднительными. Речь полностью отсутствует, иногда происходит лишь издавание нечленораздельных звуков. Однако дети с анартрией, при сохранении нормального умственного развития, могут посещать специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Благодаря специальным логопедическим методам они успешно осваивают навыки письма и основные предметы общего образования.

Характерной особенностью всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков в составе слова они обычно сохраняют ритмическую структуру слова, то есть количество слогов и ударение. Как правило, они способны правильно произносить двусложные и трехсложные слова, а четырехсложные слова часто воспроизводятся с трудом. Сложностью для ребенка является произнесение последовательностей согласных звуков: в таких случаях может выпадать один согласный (например, «бека» вместо «белка») или оба согласных (например, «ия» вместо «змея»). Из-за трудностей в моторике перехода от одного слога к другому иногда происходит слияние или подобие слогов (например, «посюся» вместо «посуда», «носисы» вместо «ножницы»).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Проблемы в слуховом восприятии, вызванные недостаточным опытом артикуляции и отсутствием четкого кинестетического образа звука, существенно затрудняют овладение навыками звукового анализа. В зависимости от степени нарушения речевого двигательного процесса наблюдаются различные степени трудностей в звуковом анализе.

Большинство специальных заданий, предназначенных для оценки уровня звукового анализа, недоступны детям с дизартрией. Они испытывают трудности в правильном выборе изображений, названия которых начинаются с определенного звука, создании слов, содержащих определенный звук, и анализе звукового состава слова. Например, 12-летний ребенок, который три года посещал обычную школу, при ответе на вопрос о звуках в словах «полка» и «кот» называет «п», «а», «к», «а»; «к», «а», «т», «а». При выполнении задания по выбору изображений, названия которых содержат звук «б», мальчик выбирает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку. Дети с более четким произношением делают меньше ошибок, например, они выбирают следующие изображения для звука «с»: сумку, осу, самолет, шар. Дети, страдающие анартрией, не могут выполнять такие задания по звуковому анализу.

Лекарственные препараты назначает врач-невролог. Не существует препаратов, направленных непосредственно на лечение данного расстройства. Лекарства, прописываемые врачом, помогают снять симптомы болезни и улучшить общее состояние пациента. Если вам требуется более подробная информация, вы можете связаться по телефону +7-952-804-99-27