Ребёнок закатил истерику в магазине. Не хочет делать уроки, истерит. Бьёт ногами.
Что делать?
Такой вопрос поступал почти от всех родителей нашему психологу Елене Островской. Отвечаем, как можно решить эту проблему.
Для таких ситуаций нам сначала надо отработать решение в менее стрессовой ситуации. В спокойных моментах, даже иногда в игровых. Нам нужно создать опору.
Это как с воздушной тревогой. Мы все помним, как в школе нас обучали последовательности действий, когда начинается воздушная тревога: встаем, надеваем противогазы, идем на улицу. Потом нам давали учебную тревогу, чтобы мы ее отработали.
Мы уже точно знали, что если ситуация возникнет то мы точно знаем, что делать, что одевать. Это и есть опора.
Похожая вещь происходит и в воспитании.
Как создать эту опору?
- Важно отработать с ребенком 3 правила: поведение в семье, с окружающими и предметами. Так у него сформируется отношение к этому.
- Желательно, чтобы это правило было сказано в одной фразе. Лучше краткой, 2-3 слова. Чтобы в экстренной ситуации мы могли произнести эту волшебную фразу, и ребенок мог спокойно её понять.
- Хорошо, чтобы вместо чего-то неприятного мы могли дать на выбор ребенку 2 приемлемых варианта в ситуации. Например: мы все равно идем с тобой гулять, но мы можем пойти в парк или на площадку. Или: мы все равно идем с тобой гулять, но ты можешь выбрать, идти печальным злым или пойти гулять с радостью.
- Важно заранее и чётко продумать последствия: что мы будем делать, если ребенок нас не слушается? Так мы избежим беспомощности.
- Когда мы беспомощны, мы кричим, испытываем гнев, шлёпаем ребенка. Проявляем спонтанные реакции, показываем ребенку, что мы не способны управлять собой.
- А если мы показываем ребенку, что мы не можем управлять собой, то ребенок за нами никогда не пойдет. Мы не будем завоевывать у него авторитет и уважение. И он не будет следовать нашим правилам.
Мы — семья
Напоследок хочу уделить особое внимание посылку ребенку. Мы семья, и у каждого из нас своя роль.
Принцип семьи очень простой: кто за что отвечает тот и главный.
Родители отвечают за еду, мебель. В этих моментах главные — взрослые. Но есть и у ребенка свое место: своя комната. В ней он главный: может расставлять игрушки, как ему вздумается или наводить порядок, как ему удобно. Если он предложил игру, то он главный и устанавливает правила.
Если ребенок взрослеет, он берет ответственность, и свобода его увеличивается. Появляется такая свобода самостоятельности.
В спокойной ситуации все вышесказанное можно отрабатывать через игры на внимание. Слышать и слушаться — это посыл. Например: мама хлопает, ребенок — бегает.
И другой посыл: прояви уважение. Зашел и случайно что-то уронил: подними. Раскидал игрушки — убери. Кого-то обидел — попроси прощения. Кто-то кричит — прояви уважение.
Хороших вам семейных времен.