Задержка психического развития у детей — это состояние, при котором ребенок отстает в своем психическом развитии по сравнению с возрастными нормами. Это может проявляться в различных областях, таких как речь, социальные навыки, моторика, когнитивные способности.
Задержка психического развития у детей
Характеристики задержки психического развития бывают разные:
- преобладание игровых интересов
- ограниченные представления о мире
- недостаток в интеллектуальной деятельности
- незрелость мыслительных процессов, которые затрудняют процесс обучения
- ребёнок не контролирует свои поступки, выполняет задачу по мгновенному желанию, а не по инструкции
- истерические выходки или агрессия
- игры часто имеют простой характер и лишены элементов ролевой игры (ребёнок пяти лет катает машинку туда-сюда, а сверстники уже строят гаражи или играют в супергероев)
- может разрывать, ломать или бросать предметы
- ребёнок проявляет излишнюю физическую активность, прыгая и бегая, но не взаимодействуя с другими детьми или игрушками
- часто возникает задержка в развитии речи: ребёнок почти не говорит или его речь отстаёт от нормы для его возраста
- ребёнок произносит слова бессвязно, неадекватно отвечает на вопросы
- избыточная или патологическая двигательная активность: ребёнок не контролирует своё поведение, постоянно движется, постоянно берёт много вещей без разрешения (не осознаёт, что нужно его спрашивать)
- есть диагноз СДВГ или наоборот двигательная активность снижена
- ребёнок не умеет сам одеваться или есть
- ребёнок вообще не хочет ходить в туалет или использовать горшок
Важно своевременно распознать задержку психического развития и предоставить медицинскую и педагогическую помощь ребёнку.
Успешно лечим задержки психического развития
Добиваемся прогресса во время 1 курса.
После 3-5 — излечиваем полностью
Узнайте как начать лечение
Учёба у детей с задержкой психического развития
Учебные навыки у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности. При подготовке к школе у таких детей часто наблюдается:
- неусидчивость
- нарушение концентрации внимания
- отсутствие желания спокойно сидеть за партой и выполнять задания учителя.
Хотя они могут справиться с заданиями при поддержке взрослого, в школьной среде эти дети обычно становятся более рассеянными, постоянно отвлекаются и не усваивают учебный материал.
Часто возникает ситуация, когда грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, и ребенок не получал необходимого комплексного лечения. В результате с каждым годом отставание от сверстников только увеличивалось, и перед поступлением в школу психиатр поменял диагноз на умственную отсталость.
Важно восстановить психическое развитие ребенка до начала школьного обучения, чтобы он имел возможность получить образование и выбрать достойную профессию. В противном случае, ребенок с ЗПР может быть направлен в специальную школу для детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью.
Школы для детей с задержкой психического развития
- Существуют школы 7-го вида для детей с задержкой психического развития. У таких детей сохраняется интеллект, но они часто эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, и у них нарушена память. Для освоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога, поэтому они не могут учиться в обычных школах с большими классами. По окончании 9-го класса дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) и получают соответствующий аттестат. Однако с таким аттестатом недоступно получение высшего образования.
- Для детей с умственной отсталостью существуют школы 8-го вида. После окончания такой школы дети получают документ, подтверждающий их участие в обучении. С таким документом они могут поступать только в профессионально-технические учебные заведения (ПТУ).
Задержка психического развития (ЗПР) у детей может иметь различные причины. Некоторые психологи, не обладая медицинским образованием, высказывают мнение о том, что гиперопека является причиной неадекватного поведения и винят родителей за возникшую задержку психического развития. Однако у многих детей с ЗПР существуют серьезные проблемы с развитием нервной системы, что приводит к нарушению процесса созревания высших психических функций.
В некоторых случаях родители замечают признаки задержки развития у ребенка после длительного наркоза, черепно-мозговой травмы, прививки, сделанной во время простудного заболевания, тяжелой инфекции или длительного пребывания в стационаре, и так далее.
Лечение мозга у детей с задержками психического развития
Для лечения детей с такой задержкой рекомендуется использовать комплекс процедур.
Микротоковая рефлексотерапия
Метод улучшает работу мозга, корректирует поведение и способности к обучению.
Комплексная реабилитация
Подбираем разные методы для восстановления: занятия с психологом, лекарственная терапия, др.
Если у ребёнка помимо задержки психического развития наблюдается задержка в развитии связной речи, то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, развития навыков описания и построения рассказов.
В рамках комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития, помощь должны оказывать не только неврологи и рефлексотерапевты, но и педагоги, такие как логопеды, дефектологи, детские специальные психологи и нейропсихологи. Они проводят разнообразные развивающие занятия для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Если у ребенка с ЗПР также отсутствуют социальные навыки, такие как самостоятельное одевание, кушание и использование туалета, то в комплексную реабилитацию включаются занятия по развитию социально-бытовых навыков с использованием визуальных карточек. Коррекционные занятия также проводятся для развития логического мышления, понимания причинно-следственных связей и подготовки к школе.
Важно начать лечение ЗПР своевременно. Более подробную информацию о лечении ЗПР вы можете получить по телефону: +7-952-804-99-27